Как специально разработанный компактный корпус Sony и специальная камера Apple для iPhone были использованы для съемки скорости

03 июля

Apple и Sony объединились с режиссером Джозефом Косински и оператором Клаудио Мирандой, ASC, чтобы запечатлеть настоящие гонки Формулы-1 в фильме «Формула-1: Фильм» с помощью компактной камеры VENICE 2, разработанной Sony, и специальной системы на базе iPhone, установив новый стандарт высокоскоростной кинематографической съемки. Давайте погрузимся в технологию камеры, стоящую за новым гоночным зрелищем.

Когда команда, стоящая за фильмом «Top Gun: Maverick», решила заняться Формулой-1, она четко понимала одно: зрители должны почувствовать себя в кокпите на скорости 200 миль в час, без ущерба для качества изображения, подходящего для экранов IMAX. Эта задача привела к двухлетнему сотрудничеству Sony и Apple в области разработки камер, в результате которого были созданы системы, способные выдерживать высокую температуру, вибрацию и скорость реальных болидов Формулы-1, при этом обеспечивая съемку, которая плавно сочетается с традиционным кинематографическим материалом.

Смотреть гонку Формулы-1 без обычной скуки, которую вызывает телевидение?

Позвольте мне высказать свое личное мнение: как и многие другие, я часто находил гонки Формулы-1 скучными для просмотра по телевизору. Вид с высоты птичьего полета, который дают телекамеры, отрывает зрителя от действия, и машины на самом деле не кажутся очень быстрыми, даже несмотря на то, что они мчатся со скоростью 200 миль в час.

Любой коллега-кинематографист знает: это связано с тем, что мы, как правило, смотрим на происходящее издалека, с точки зрения наблюдателя. Только в последние годы мы стали чаще видеть прямые трансляции из кокпитов машин, но таких кадров мало, и они не делают общее впечатление от просмотра более захватывающим. Главная причина проста: вид с высоты птичьего полета позволяет нам лучше следить за гонкой с точки зрения того, кто лидирует, а кто следует за кем, но это также означает, что мы никогда по-настоящему не чувствуем себя частью гонки.

Поэтому я полностью понимаю, с каким вызовом столкнулись создатели фильма: чтобы зрители не теряли интерес к фильму о Формуле-1 на протяжении 2,5 часов, необходимо было создать эффект погружения, превосходящий все, что мы видели по телевизору раньше.

Захватывающий: создатели фильма о Формуле-1 сумели перенести зрителя прямо на водительское сиденье болида Формулы-1

Прежде чем углубляться в «как они это сделали», я хочу поаплодировать создателям фильма за их достижение, которым является «F1: The Movie». Вчера вечером я посмотрел его во всей его IMAX-великолепии на огромном экране и был гораздо более впечатлен, чем ожидал. Миранда и Косински сумели перенести зрителя прямо на водительское сиденье болида Формулы-1. Подобно их достижению в фильме «Top Gun: Maverick», вы чувствуете, что не только находитесь в кабине того, чем большинство из нас никогда не будет иметь возможности управлять или летать, но и становитесь водителем со всеми сопутствующими этому волнением и тревогой. И они сделали это, используя инновационные ракурсы камеры, которые раньше были просто невозможны.

Sony VENICE 2: кинематографическая основа производства

В основе основной съемки фильма «F1: The Movie» лежала камера Sony VENICE 2, получившая высокую оценку за двойную базовую чувствительность ISO, высокий динамический диапазон и полнокадровые возможности. Миранда и Косински использовали универсальность VENICE 2 для съемки сложных условий освещения гонок, от яркого дневного света на трассе до контрастных интерьеров паддоков и гаражей. Конечно, Миранда уже прославился использованием оригинальной VENICE с расширением Rialto Extension Unit в фильме «Топ Ган: Маверик», поэтому для них было логичным продолжением использовать VENICE 2 в другом фильме о высокоскоростных гонках, даже если он гораздо ближе к земле, чем раньше.

За 137 съемочных дней и 10 уик-эндов гонок Формулы-1 было снято более 5000 часов материала. По словам команды, модульность VENICE 2 позволила отделу камер адаптироваться к подвесам, стедикамам, ручной съемке и креплениям на транспортных средствах, сохраняя при этом стабильную цветопередачу и высокое разрешение изображения для передачи в большом формате. Эта стабильность была крайне важна, учитывая динамичный характер производства во время активных уик-эндов Формулы-1, когда возможности для съемки могли появляться в считанные секунды.

Миранда подчеркнул, что надежность VENICE 2 в быстро меняющихся условиях трассы была ключевым фактором:

“You need a camera system that doesn’t become part of the problem but part of the solution. That’s what the VENICE 2 gave us.”
Claudio Miranda, ASC

Компактный прототип Sony «датчик на палочке»: кино в кокпите

Несмотря на всю свою передовую технологичность, VENICE 2 никогда не смогла бы поместиться в ограниченном пространстве кокпита F1 с высоким уровнем вибрации под гало. Для производства требовалась легкая, прочная полнокадровая камера, которая могла бы сохранять кинематографическое качество, выдерживая при этом 5G-ускорение, вибрации и экстремальную жару в условиях гонки.

В сотрудничестве с Нобутацу Такахаси-саном и его подразделением Sony Cinema Line, Миранда и первый помощник оператора Дэн Минг работали с инженерами Sony над разработкой прототипа съемного датчика на основе архитектуры полнокадрового CMOS-датчика Exmor R с задней подсветкой из FX6. Примечание: Недавно мы взяли интервью у Нобутацу Такахаси из Sony о текущей стратегии Sony Cinema Line (после анонса FX2) на Cine Gear. Если вы пропустили это интервью, посмотрите его здесь.

Всего за восемь недель команда F1: The Movie и Sony разработали функциональную систему, получившую название «датчик на палочке». Система была оснащена вставными ND-фильтрами для точного управления экспозицией в различных условиях освещения и записывала внутренне в формате 4K 10-bit 4:2:2 XAVC-I со скоростью до 600 Мбит/с, обеспечивая надежный сбор данных в сложных условиях гонок F1. По сути, это тот же сенсор, что и в FX6 — сенсор в FX3 тоже такой же, но он использует IBIS, чего Клаудио Миранда не хотел, поэтому он ближе к FX6. Система позволяла отсоединять сенсор от корпуса камеры, сохраняя чистоту сигнала, что было крайне важно для установки устройства в ограниченном пространстве кокпита без потери качества. Важно, что выходной сигнал камеры был полностью совместим с LUT-таблицами производства, что обеспечивало беспроблемную интеграцию во время градирования для соответствия внешнему виду, установленному с помощью VENICE 2.

Как специально разработанный компактный корпус Sony и специальная камера Apple для iPhone были использованы для съемки скорости
Компактные прототипы камер Sony были размещены по всему автомобилю. Это версия, которая может выполнять быстрое панорамирование дистанционно с помощью мотора Preston и пульта дистанционного управления. Источник изображения: Sony (скриншот из видео BTS)

Прототип Sony VENICE Extension System Mini?

Похоже, что использовавшаяся система стала практически прототипом того, что позже было выпущено под названием Sony VENICE Extension System Mini, о чем я уже сообщал несколько месяцев назад, когда она была представлена на мероприятии в Pinewood Studios в Лондоне (хотя в этой системе фактически используется полноразмерный 8K-датчик из VENICE 2). Кроме того, Extension System Mini, конечно, использует VENICE 2 в качестве основного устройства записи, чего не было в этом фильме — как указано выше, что интересно, они действительно работали с сжатым кодеком XAVC-I, что давало им такое же качество изображения, как у FX6 с внутренней записью (и таким же сенсором).

Как специально разработанный компактный корпус Sony и специальная камера Apple для iPhone были использованы для съемки скорости
Компактный прототип камеры Sony, использованный в фильме «Формула-1: Фильм». Источник изображения: Sony (скриншот из видео BTS)

Тем не менее, несмотря на то, что изображение было более сжатым, чем видеоизображение VENICE 2 RAW, эта специально разработанная система позволила разместить камеры на и внутри болидов Формулы-1 Брэда Питта и Дамсона Идриса (на самом деле, это были модифицированные болиды Формулы-2, сделанные под болиды Формулы-1) без увеличения веса и ухудшения баланса, при этом обеспечив полнокадровый кинематографический вид для съемок от первого лица, которые ранее были возможны только с помощью камер телевизионного уровня.

Как специально разработанный компактный корпус Sony и специальная камера Apple для iPhone были использованы для съемки скорости
Они даже использовали эти камеры для съемки с точки зрения изнутри кабины, как видно на шлеме. Источник изображения: Sony (скриншот из видео BTS)

В рамках этого проекта компактный прототип камеры Sony был установлен на панорамирующее устройство, которое можно было дистанционно управлять с помощью двигателя Preston. Это позволило осуществлять потрясающие быстрые панорамирования между водителем автомобиля и тем, что находилось перед ним.

Инженеры Sony путешествовали по всему миру, посещая действующие гоночные трассы, чтобы протестировать и доработать камеру в реальных условиях, убедившись, что она соответствует производственным требованиям по надежности и качеству изображения.

По словам Миранды, на компактных прототипах камер Sony использовались объективы Voigtlander и ZEISS Loxia, чтобы камеры оставались очень маленькими, в том числе и с объективами во время съемки.

Как специально разработанный компактный корпус Sony и специальная камера Apple для iPhone были использованы для съемки скорости
Объективы Voigtlander и ZEISS Loxia использовались в компактной прототипной камере Sony, которая была установлена на автомобилях для съемок фильма «F1: The Movie». Источник изображения: Matti Haapoja / YouTube

Специальная камера Apple на базе iPhone: переосмысление перспектив съемки с борта

Чтобы запечатлеть культовые кадры с борта, на которых частично виден шлем гонщика — неотъемлемый элемент трансляций Формулы-1, но обычно с низким разрешением — Apple разработала специальный модуль камеры с использованием компонентов iPhone 15 Pro специально для фильма «F1: The Movie».

Специальная камера Apple включала в себя основной сенсор 48 Мп и чипсет A17 Pro от iPhone 15 Pro, что обеспечивало высокое разрешение и надежную работу в условиях гонки. Встроенный нейтральный фильтр плотности позволил команде точно управлять экспозицией, сохраняя согласованность цветовой градуировки на этапе постобработки. Система записывала в формате Apple Log в ProRes, что позволяло обеспечить беспроблемное выравнивание цветового пространства с VENICE 2 и компактной системой Sony на этапе постобработки. Разработанная с учетом весовых и аэродинамических ограничений стандартных телекамер F1, эта система сохраняла баланс и соответствие требованиям регламента FIA.

Вместо беспроводной связи камера использовала проводное USB-C-соединение с специальным приложением для iPad, что позволяло команде легко настраивать частоту кадров, экспозицию, баланс белого и параметры записи в дни гонок, обеспечивая при этом стабильность работы.

Эта система заменила традиционные модули телевизионных камер, используемые в Формуле-1, датчиком, способным снимать видео кинематографического качества, которое можно было легко соединять с видеоматериалами VENICE 2, устраняя необходимость в масштабировании или значительной корректировке телевизионных материалов.

Инженерная команда Apple тщательно протестировала камеру на реальных болидах F1 в сезонах 2023 и 2024 годов, чтобы проверить ее надежность в условиях высокой перегрузки, вибрации и нагрева, что сделало ее одной из самых передовых бортовых камерных систем, используемых в художественных фильмах на сегодняшний день.

Объединение всех элементов: единый рабочий процесс для единого вида

Постпродакшн-цепочка производства должна была обрабатывать отснятый материал с VENICE 2, компактного прототипа Sony и системы Apple на базе iPhone, сохраняя при этом единый вид для IMAX и широкоформатных выходов.

Чтобы обеспечить единый вид для всех камер, при производстве на каждой системе снимались кадры с лог-профилем, что обеспечивало максимальную гибкость при цветокоррекции. Технология Sony Color Science обеспечила единообразие между VENICE 2 и компактной прототипной системой, обеспечив плавное визуальное совпадение кадров, снятых в радикально разных условиях. Записи Apple ProRes log были интегрированы в процесс градиентной коррекции с помощью настраиваемых LUT, которые соответствовали внешнему виду VENICE 2, обеспечивая чистую интеграцию отснятого материала с материалом основной камеры. Управление огромным объемом отснятого материала с нескольких камер и в разных условиях во время гоночных уик-эндов требовало тщательной синхронизации звука и точного тегирования метаданных, что оказалось необходимым для поддержания организованности и эффективности рабочего процесса на протяжении всего постпродакшна.

Изображения X-AVC I хорошо смотрятся на огромном экране IMAX, как и «изображения iPhone».

Меня удивляет, насколько легко и хорошо сжатые видеоматериалы XAVC-I вписываются в RAW-изображения, снятые на VENICE 2. Это свидетельствует о том, насколько далеко продвинулись небольшие камеры, когда крупный голливудский блокбастер может полагаться на изображения, которые по сути можно получить с помощью FX3 (или FX2, если на то пошло) за 3000 долларов.

«Эта технология позволила нам перемещать камеру в местах и со скоростью, которые раньше были просто невозможны, но главное — это то, как она служит истории. Мы не хотели использовать технологию ради самой технологии. Речь идет о том, чтобы зритель почувствовал себя в машине, ощутил жару, вибрацию и напряжение на каждом повороте».
Клаудио Миранда, ASC

С фильмом «F1: The Movie» компании Sony и Apple не только продвинули вперед технологию камер, но и переосмыслили возможности, которые открываются, когда высококлассное кинопроизводство встречается с экстремальным миром Формулы-1. Это сотрудничество устанавливает новый стандарт для иммерсивного высокоскоростного кинопроизводства. И оно доказывает, что технология камер больше не является ограничением, когда речь идет о съемке высококачественных изображений, которые выглядят потрясающе даже на самом большом экране IMAX. Так что больше никаких оправданий: отличную историю можно снять на потрясающую камеру, которая уже лежит у вас в ящике.

Вы уже посмотрели фильм «F1: The Movie»? Что вы думаете об использовании смартфонных технологий наряду с флагманскими кинокамерами для съемки голливудских блокбастеров? Поделитесь с нами своим мнением в комментариях ниже!


Для размещения комментариев необходимо

© Все права защищены, 2025